24 ноября 2013 г.

Теория спиральной динамики

        Сознание человека является культурно-обусловленным, в обществе действуют механизмы наследования уровня мышления, вертикальной передачи идей. Каждое следующее поколение наследует идеи предыдущего, что дает ему возможность легче перейти на следующий уровень своего развития. Таким образом, если сегодня мы видим, как отдельные индивиды развиваются в то, что нам кажется более сложными и высокими стадиями, мы можем предположить, что все общество в дальнейшем последует за ними.   


     В 1970-90-х годах американский психолог Клер Грэйвс, а затем его последователи разработали новую социально-эволюционную теорию, названную впоследствии теорией спиральной динамики. В ходе исследований большинство предъявленных концепций поведения здоровой личности попадало в две категории с двумя подкатегориями в каждой:

  1. "Жертвенная" категория (меняю себя, приспосабливаясь к миру):

  а) пожертвовать чем-то, чтобы получить награду позднее (нужно усердно работать, чтобы добиться чего-то; вести праведную жизнь, чтобы попасть в рай);
  б) пожертвовать чем-то, чтобы получить что-то другое сейчас же (я иду в кино с другом, но не на тот фильм, на который хочу я, а на тот, на который хочет он, чтобы получить его признательность).

  2. "Экспрессивная" категория (меняю мир, приспосабливая его к себе):

  а) выразить, проявить себя, как я хочу, расчетливо и за счет других;
  б) выразить себя, как я хочу, но не за счет других людей.

      По мнению Грэйвза, человеческая природа движется по пути развития от одного равновесного состояния к другому. Каждое состояние добавляет новые элементы к тому, что было до него, одновременно образуя базу для следующего состояния. Каждый такой уровень человеческого существования определяет свой уникальный набор фильтров восприятия, предлагая конкретную систему взглядов на мир, конкретную систему ценностей. Что, в свою очередь, ведет к разным процессам принятия решений, принципам организации, идеологии и т.п.  

  Вот краткое описание уровней существования, проявившихся до настоящего времени.

1. Охотники-одиночки. Экспрессивный тип.
Цель - биологическое выживание.
Работают только базовые биологические инстинкты - голод, размножение и т.п.

2. Племя. Жертвенный тип: индивидуальность приносится в жертву выживанию племени.
Цель - безопасность, выживание племени, семьи.
Мир воспринимается полным духов, загадочных сил, которые следует ублажать. 

3. Боги и герои. Экспрессивный.
Попытка гиперреализации себя, импульсивно, любой ценой.
Цель - личная власть, расширение сферы контроля.
Мир - это джунгли, выживает сильнейший. Время великих путешественников и героев.

4. Жертва ради идеи. Жертвенный.
Пожертвовать чем-то, чтобы получить награду позднее. Свои желания приносятся в жертву идее, высшему порядку. Чувство долга.
Цель - стабильность, порядок, соблюдение ритуалов.
На этом уровне появляются крупные религии, преследование ересей и т.п.

5. Большая игра. Экспрессивный.
Проявляю себя обдуманно, в том числе и за счет других
Реализация себя в конкуренции с другими, причем собственно процесс ценится выше результата. Проигравшему потом возвращают проигрыш, чтобы сыграть еще раз.
Появляется профессиональный спорт, конкурсы красоты и т.п.
Цель - успех, влияние.

6. Человек превыше всего. Жертвенный.
Жертвую одним сейчас ради другого сейчас же.
Жизненное кредо - бесплатных пирожных не бывает. Внимание к потребностям других людей.
Появляется концепция экологии. Давайте лишимся завода, но будет чистый воздух.
Цель - гармония, взаимный рост, сотрудничество.

7. Интеграция. Экспрессивный.
Выражаю себя, но не за счет других.
Стремление к интеграции конфликтов, удовлетворению всех потребностей.
Цель - независимость, свобода, достоинство, интеграция в глобальную систему.
Системный подход, учет контекста.

8. Глобальное сознание. Пока что характер этого уровня не вполне ясен.
Жертвенный тип.
Приспособление себя к базовым принципам устройства мира.
Глобальное сообщество, восприятие человечества как целого, интеграция на уровне культур.

Каждая очередная стадия развития удовлетворяет потребности, которые не были удовлетворены (или подавлялись) предыдущей ступенью развития цивилизации. Принципиальное отличие от социального дарвинизма здесь заключается в холическом подходе – каждый следующий уровень развития общества в ней рассматривается как очередной уровень холархии, включающий в себя предыдущий. В итоге, высшие уровни развития общества не отрицают, а включают в себя предыдущие.

Ссылка

Комментариев нет:

Отправить комментарий